Баррель, подобравшийся накануне вплотную к $57, вдруг потерял за один день торгов полтора доллара, опустившись к $55,5, и этот уровень, тем не менее остаётся довольно комфортным для нефтяников. Конечно же, как отметил представитель крупнейшего нефтетрейдера Vitol, "Президент США Дональд Трамп и мировые производители нефти вызовут волатильность цен на нефть в этом году.
Цены на нефть марки Brent могут колебаться в диапазоне от $52 до $62 за баррель". Действительно, президент США накануне объявил Иран террористическим государством №1, на что рынок нервно отреагировал ростом нефти до $57, но уже на следующий день новостные ленты наполнились данными Минэнерго США о непредсказуемом росте коммерческих запасов нефти, бензина и средних дистиллятов, что и сдвинуло биржевые индикаторы вниз. Завтра найдётся повод качнуть маятник цен в обратную сторону, и так до бесконечности, пока нефть не кончится или не отпадёт в ней необходимость.
Биржа СПбМТСБ
Торги прошли на нейтральном поле. Бензин Аи95 слегка подорожал, но это, полагаю, эпизод на общей картине волатильности ценовых индексов. Цены сделок с бензином Аи92 "замерзли" на вчерашних значениях. Исключение составили сделки на Астраханском НПЗ (минус 236 р/тн) и на Омском НПЗ (плюс 174 р/тн), что также можно отнести к разряду эпизодов – мало заметной роли на общей картине событий.
Провалились цены сделок с дизельным топливом, причём по всем видам. Неожиданным стал провал цен на межсезонные сорта. Из восьми базисов шесть показали снижение в среднем на 500 р/тн, а на Рязанском и Саратовском НПЗ снижение обозначилось около 800-900 р/тн. Причина обвала пока непонятна. Но если сопоставить, например, на Самаре цену летнего дизеля 35 800 р/тн (на трубе) с ценой 35 051 р/тн межсезонного сорта Е (на ЖД), то можно предположить, что рынок испытывает некий избыток предложений относительно спроса. Та же картина и в сегменте зимних классов, мазута и авиакеросина.
На этом фоне резко выделяются растущие день ото дня цены сделок с СУГами. За четыре торговых дня средняя цена биржевых сделок подскочила с 14 000 до 18 000 р/тн – плюс 28%. Причина не ясна. Будем разбираться.
"РИА Новости" опубликовало собственное исследование, в котором приводятся данные о распределении цен на бензин в странах Европы, России и сопредельных государств. Материал познавателен. Самый дорогой бензин (в рублёвом эквиваленте) – в Нидерландах, самый дешёвый – в Казахстане.
Однако в рейтинге болезненности цен, рассчитываемом по количеству литров, помещающихся в ежемесячную зарплату, страны с самым дорогим бензином замыкают таблицу. Жители Люксембурга, Норвегии, Великобритании имеют возможность купить 2,3-2,7 тыс. литров бензина , Россия с показателем 813 литров бензина Аи95 расположилась в середине рейтинга на 18 месте, возглавляет список болезненности Украина с показателем 185 литров/зарплату.
Допускаю, что так оно и есть, но нужно внести ясность. Общий подход к расчётам здесь несколько грешит. В общем балансе моторных топлив доля СУГов (сжиженных углеводородных газов) на достигла в 2016 году 15%, а "если брать сугубо продажи через розничную сеть, то доля пропан-бутана достигла 34% и почти сравнялась с бензином (2,54 млрд л газа против 2,65 млрд л бензина)" - резюмирует в исследовании украинского рынка портал.
Тема болезненности цен и успеха Украины в части перевода транспорта на газ затронута нами сегодня лишь как повод вновь обратиться к проблеме тяжело продвигающегося российского проекта по газификации автотранспорта. Нет продвижения в этом направлении, кроме участившихся конференций и симпозиумов по теме СУГов.
Так вот, по мнению авторов исследования украинского рынка СУГов, факторы привлекательности, а потребление СУГов выросло в 2016 году на 30% - это, цитирую, "дороговизна бензина, доступность заправочной инфраструктуры, развитость сети по переоборудованию транспорта. Все это, помноженное на бедность населения, и дало такой фантастический результат".
Перечисленные условия, которые могут сдвинуть тему газификации автотранспорта в России отсутствуют. Главное, цены на бензин хоть и высоки, но пока устраивают большинство потребителей бензина, мало кто готов экономить на топливе, а потому и спроса на дешёвый газ нет. А раз нет спроса, то никакие административные меры или финансовые вливания в расширение сети АГНС или сети технических станций по переоснащению транспорта не дадут ожидаемого эффекта. Кстати, основным поставщиком СУГов на Украину является Россия. Её доля в структуре наполнения украинского рынка в 2016 году составила 54%, Белоруссии – 16%, иных экспортёров – 3%, собственной генерации – 2%.