КУРС ЦБ $ USD 93,2918 EUR 99,5609
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
The price of gasoline and diesel, 5-9.06.17
The Russian fuel market. A weekly review. 05-09 Jun 2017
Подписаться на новости

 

 

Нефть на неделе провалилась к минимумам августа 2016 года, до $47,86/барр по марке Brent. И это удивило экспертов, предрекающих рост котировок в свете вспыхнувшего конфликта между коалицией стран, возглавляемой Саудовской Аравией и Катаром. Обычно риски сокращения добычи или поставок сырья из-за усиления военно-политической напряжённости в нефтедобывающем регионе биржевые игроки перекладывали в цену барреля.

Будь то вторжение в Ирак, «Арабская весна» или война в Ливии. Но в этот раз рынок рассудил иначе. Среди игроков возобладало мнение о том, что последние события в Персидском заливе способны развалить коалицию «ОПЕК+», что страны начнут выходить из соглашения и наполнять рынок избыточным предложением. То есть обвал нефти связан с утрой веры в способность стран ОПЕК+ исполнять принятые обязательства. Такова текущая ситуация на рынке нефти.

Обвал нефтяных котировок как видим вызван догадками и предположениями. Котировки могут проседать и далее, но время догадок пройдёт, наступит время факта, и баррель вернет утраченные позиции. Такая цикличность в поведении нефтяных фьючерсов отмечается в этом году. Она обусловлена пристальным вниманием и чувствительностью рынка к новостям из штаб-квартиры ОПЕК, а также от её отдельных представителей. Каждый из 22 участника соглашения способен на вербальном уровне раскачивать котировки в ту или иную сторону, а уж эксперты из числа хедж-фондов расставят нужные им акценты.  

Биржевые индексы на нефтепродукты хоть и связаны с мировыми ценами на нефть, но не столь оперативно. Пересмотр экспортных пошлин, способных повлиять на внутренние цены через нетбэк, осуществляется один раз в месяц по осреднённым показателям нефти, к тому же курс рубля относительно доллара в этом году менее чувствителен к баррелю. Оба этих обстоятельства сглаживают волатильность ценовых индексов СПбМТСБ. Их поведение в большей степени подвержено внутренней конъюнктуре.

 

Так в сегменте автомобильного бензина индексы, похоже, приближаются к зениту.

 t.pngw.png

Такой вывод можно сделать на основании статистики прошлых лет, учитывая устойчивый, малоподвижный спрос на бензин в России и объёмы его производства. Так на внутренний рынок за пять месяцев текущего года выгружено 10,6 млн. тн автомобильного бензина, а год назад за такой же период – 10,54 млн. тн. И этого было достаточно, чтобы насытить рынок.

 

Из представленных диаграмм следует, что разворот от повышательного тренда к ниспадающей траектории приходится на конец июня (в сегменте Аи92) и на конец июля (в сегменте Аи95). Этому движению способствуют окончание фазы весенних ремонтов НПЗ. Вероятно, и в этом сезоне повторится нечто похожее, хотя в июле традиционно остановит переработку Сургутский ЗСК, а также намечены ремонты первичных установок на Рязанском НПЗ и Ангарской НКХ.

 

Необычным для индексов является невысокая установившаяся разность порядка 600-700 р/тн между индексами на марки бензина Аи95 и Аи92. Обычно среднестатистическая разница составляет около 2 200 р/тн. Вероятно, к такому соотношению могут продвигаться цены сделок с бензинами в предстоящие дни - либо за счёт опережающего темпа нарастания индекса на высокооктановый Аи95, либо за счёт падения индекса на Аи92, что почти невероятно.

 

В целом же складывается впечатление, что перестройка цен в сегменте автомобильного топлива под акцизно-налоговый пресс 2017 года завершились. Средняя цена сделок с бензином Аи92 за пять месяцев 2017 года возросла относительно пяти первых месяцев 2016 года на 10%, с 36 500 до 40 400 р/тн, с бензином Аи95 – на 8%, 38 300 до 41 500 /тн. При десятимиллионном обороте бензина выручка производителей бензина за пять месяцев выросла относительно прошлого года как минимум на 35 млрд. рублей.  Но и такого роста цен по мнению нефтяников недостаточно, чтобы вывести переработку нефти в коммерчески привлекательный бизнес.

 

В сегменте дизельного топлива удорожание биржевых цен составило 14%, с 31 900 р/тн за пять месяцев 2016 года до 36 400 р/тн в нынешнем сезоне.

 

Начиная с первых дней июня цены биржевых сделок корректировались на понижение. Накануне производители перестарались, перегрев рынок дизтоплива. Вероятно, не последнюю роль в формировании растущего тренда дизельных цен оказал отток товара по программе северного завоза. Подготовка к нему началась в апреле. Тогда на нефтебазы Лены, откуда начинается речной путь в Арктику было отгружено 34 тыс. тн дизельного топлива в основном зимних классов. В мае – 57 тыс. тн. В июне поток не снизится, ожидается около 50-55 тыс. тн – и это пик поставок. А уже после июля объёмы отгрузок на Лену сокращаются кратно.

q.png

На диаграмме поведения индексов ДТ летом прошлого года отмечается их снижение до середины августа. Но оно связано не с внутренней конъюнктурой, а со спадом нефтяных котировок в то время с $50 до $42/барр. Не факт, что тенденция в нефти этого года повторит картину прошлого, но по-прежнему будем опираться в наших прогнозах по дизельному топливу в основном на нетбэк.

Источники: Agro2b
Friday, 19 April 2024
Thursday, 18 April 2024
Wednesday, 17 April 2024
Tuesday, 16 April 2024
Tuesday, 09 April 2024
Monday, 08 April 2024
Friday, 05 April 2024
Thursday, 04 April 2024
Wednesday, 03 April 2024
Monday, 01 April 2024
Wednesday, 27 March 2024
Tuesday, 26 March 2024
Friday, 22 March 2024
All news