Мазут перестанут использовать в арктическом судоходстве. С таким заявлением выступил глава Министерства природы С. Донской. Арктика хрупкая и чрезвычайно чувствительная к загрязнению среды. Альтернативой мазуту станут суда с атомными силовыми установками и работающие на газовом топливе. Инициативу поддержали страны арктического бассейна: Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, США.
Идея вполне правильная и своевременная. Успеть бы только осуществить её до того, как жизнь в Арктике будет уничтожена безумным и безответственным вторжением человека в неё.
В идеале всю Арктику следовало бы объявить общемировым заповедником, исключить любую хозяйственною деятельность в ней. Но ещё не пришло осознание важности Арктики в мировом масштабе, не произошло той катастрофы, после которой наступит позднее прозрение.
А в Британии хотят запретить с 2040 года продажу новых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Тенденция отказа от нефтяного топлива в пользу электромобилей, моторов на газе или их гибридов набирает темп. О планах перейти на альтернативные виды транспорта заявили почти все страны старой Европы. Это связано в первую очередь с разочарованием в ранее принятой программе дизелизации европейского автотранспорта после скандала с подтасовкой автоконцернами данных о концентрации вредных выбросов в атмосферу.
К тому же выяснилось, что не только и не столько вредны соединения серы и углерода в выхлопных газах, сколько оксиды азота. Путь улучшения экологии мотора за счёт ужесточения требований к нему и к топливу оказался тупиковым. Европейцы приняли радикальное решение – вообще отказаться от нефтяного топлива. Для стимуляции покупок электромобилей государства освобождают владельцев от налогов или их части.
Для них бесплатные муниципальные парковки, зарядные станции, выделенные полосы, а для бензинового транспорта повышенный тариф на проезд в центр города. Естественно, такие преференции могут дать только богатые страны. Но и они порой не справляются с этой задачей. Так, в Дании, где число электрозарядных станций достигло 2030 единиц и сравнялось с количеством традиционных АЗС (2028 ед.) вдруг резко, на 61% в сравнении с 2016 годом, обрушились продажи электромобилей.
За первый квартал продано всего 182 автомобиля. Причиной оказалось решение правительства отменить налоговые льготы: бюджет страны "не потянул" программу электрификации автотранспорта. Но и это препятствие, полагаю, временное. Европейцы не откажутся от замысла. Вопрос лишь в сроках реализации идеи. По крайней мере свои города-миллионники европейцы очистят от бензиново-дизельной гари довольно быстро, не дожидаясь сороковых годов.
В России до запрета бензиновых моторов как до луны, но при этом совсем необычной для нашей действительности стала новость о том, что власти Сахалина планируют снизить транспортный налог на автомобили, работающие на газе. Удивляет не сам факт стимуляции газомоторного топлива, а то, что это происходит в самом отдалённом и не самом богатом регионе страны.
Надо признать, что мотивом для сахалинской администрации стало не стремление улучшить чистоту воздушного бассейна на острове, а вполне прагматические цели – снизить затраты на коммунальный транспорт. Ведь цена дизеля в Южно-Сахалинске (44,67 р/литр) входит в пятёрку самых высоких в России из-за удалённости от НПЗ, а кубометр газа, который добывается тут же стоит 10 рублей.
В этом контексте возникает довольно интересная (допускаю, спорная) идея перевести отечественный транспорт на газовое топливо без административных увещеваний, призывов и напрасных трат в виде финансовой стимуляции производителей автотехники тремя миллиардами ежегодно или в виде постановления правительства, по которому переоборудование предприятиями автомобилей под газомоторное топливо компенсируется в размере от 300 тыс. до 3,5 млн. руб.
Суть идеи заключается в том, что правительство отпустит на волю цены АЗС на бензин и дизель и одновременно заморозит на автомобильный СПГ и СУГ. Эдак лет на 10, лучше на 20. Кто-кто, а частник умеет считать свой интерес. Отличить разницу между 40 рублями за литр бензина и 19 р/литр сжиженного газа он сумеет без подсказок. Не успеете оглянуться, как коммерческий интерес повернёт рынок лицом к газу и спиной к бензину. Уверен, не пройдёт и 3 лет, как половина владельцев легкового транспорта установит на своём авто газобаллонное оборудование.
Понимаю, нефтяные компании не допустят опасных их бизнесу экспериментов, да и правительство вряд ли выдержит лоббистский напор с их стороны. Потому тема газомоторного топлива и экологии городов в России остается пока поводом поговорить красиво на конференциях, симпозиумах, форумах, включая круг любителей-дилетантов.
Биржа СПбМТСБ
Как и предполагалось торги бензином и дизелем прошли сегодня "в боковике". Снижались индексы на сибирских НПЗ и росли на европейской части РФ, а в среднем движение нулевое. Вероятно, такая невыразительная динамика продлится в оставшиеся дни недели.
Взбудоражить торги может нефть. Вчера Brent преодолел 50-долларовую психологически важную высоту, прибавив за сутки 1,6 доллара. На этом фоне нетбэки на российский бензин и дизель подскочили на 1 000 р/тн вверх. Ещё два-три таких прыжка вверх и российские индексы устремятся за паритетами, но может и обойдётся.
Нынешний подскок есть обычная для рынка реакция на итоги мониторинговой группы ОПЕК+, главным пунктом которой стало заявление о решимости продлить действие соглашения в случае необходимости на вторую половину 2018 года до достижения поставленной цели – стабилизировать мировой рынок нефти.
Будем следить за нефтью и делать поправки в наши прогнозы.