КУРС ЦБ $ USD 93,2918 EUR 99,5609
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
The Ministry of health has introduced the latest version of the strategy to promote healthy lifestyles in the government
The Ministry of health presented, presumably, the last version of the strategy on promoting healthy lifestyles to the government. The new document compared to previous versions of a more conceptual, harder is focused on stimulating government spending and to a lesser extent on economic measures of coercion and wellbeing. The text does not already contain ideas for strict regulation of power producers, which previously blocked the economy. Economic incentives for the preservation of health proposed by the Ministry of health, are unlikely to be implemented in the near future, although the strategy may be agreed upon by the government until February 15.
Подписаться на новости

Минздрав доработал и направил в правительство новый проект стратегии по формированию здорового образа жизни населения, профилактике и контролю неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. Ведомство просит правительство согласовать его до 15 февраля. Минздрав предлагает различные варианты стратегии уже несколько лет, но ранее ее отказывалось согласовывать Минэкономики, опасаясь, что предлагавшиеся ограничения скажутся на российском бизнесе.

Нынешняя версия стратегии носит менее детальный характер, хотя основные проблемы, цели и меры по их достижению в ней не изменились. Как и раньше, Минздрав называет основной причиной смертности россиян сердечно-сосудистые заболевания (47% всех смертей), экономический вред от которых в 2016 году составил 2,7 трлн руб., или 3,2% ВВП. Главными факторами их возникновения являются высокое артериальное давление и повышенный уровень холестерина из-за курения, употребления алкоголя и неправильного питания. Употребление сигарет, по версии документа, который ссылается на международные исследования, обуславливает около 20% смертности населения. От причин, связанных с алкоголем, в РФ умирает каждый пятый мужчина. Заболевания, связанные с рационом питания, обеспечивают 63% смертей.

По мнению Минздрава, чтобы в таких условиях сократить смертность на 25% к 2025 году, а темпы прироста численности страдающих ожирением на 5%, нужно снижать риски и на индивидуальном, и на популяционном уровне.

Что касается отличий нынешнего документа от предыдущих, как отмечает президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков, теперь в нем «нет антинаучного разделения продуктов на "здоровые" и "нездоровые", не прописаны конкретные фискальные меры в отношении категорий нашей индустрии». «Мы рассчитываем на то, что в процессе реализации мер стратегии, в частности изменений в законодательном поле, бизнес будет приглашен к обсуждению деталей и возможных последствий»,— говорит он. Впрочем, как отмечает источник “Ъ” на рынке, кроме стратегии развитие здорового образа жизни в стране будет регулировать еще и федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к ЗОЖ, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» нацпроекта «Демография»: «Там риски введения акцизов или иной формы ограничений на оборот продукции остаются».

В остальном большинство предложенных в стратегии мер уже учтены в других программах. Так, развитие сети сосудистых центров, обновление оборудования и расширение профилактики заболеваний — часть нацпроекта «Здравоохранение». О создании реестра пациентов с онкологическими заболеваниями Минздрав уже объявил в 2018 году, распространение этого механизма на другие группы пациентов вряд ли принципиально ново.

Относительно свежи предложения о введении стимулов к сохранению здоровья как для населения, так и для работодателей, но вряд ли Белый дом решится реализовать их в ближайшее время.

Это неизбежно потребует коррекции системы ОМС, а формально бесплатное здравоохранение с равным доступом является одним из главных достижений российской соцполитики и на фоне пенсионной реформы вряд ли подвергнется изменениям. Впрочем, отдельные идеи по увязке, например, диспансерных осмотров и выплат по больничным в правительстве есть.

В мировом контексте предложения Минздрава совпадают с трендами в здравоохранении развитых стран, хоть и с опозданием на несколько лет. В частности, с проблемой ожирения сейчас столкнулись практически все страны. С начала 2000-х ряд государств пытается повлиять на питание граждан как стимулирующими, так и ограничительными мерами. Пока эффект от них ограничен, а научное сообщество накапливает все больше опровержений прямой связи между избыточным весом и ранней смертностью, что заставляет пересмотреть стандартные подходы к регулированию питания. Помимо идеологии в документе Минздрава можно критиковать и подход к статистике, положенной в основу картины нынешнего состояния здорового образа жизни в РФ. Так, данные о питании населения, как ранее сообщали эксперты РАНХиГС, могут сильно расходиться с реальной картиной. Видимо, именно с учетом этой проблемы вице-премьер Татьяна Голикова ранее пообещала к 2020 году модифицировать сбор такой информации, что может заставить Минздрав корректировать многие показатели его программ. Кроме того, для полноценной реализации стратегии ведомству были бы необходимы аргументы экономического плана, чтобы обосновать расходы. Но ни у Минздрава, ни у Минэкономики сейчас нет данных для расчета экономических потерь от преждевременной смертности и инвалидизации, даже требование расчета показателей «продолжительности здоровой жизни» может быть реализовано лишь через несколько лет.

В мировом контексте предложения Минздрава совпадают с трендами в здравоохранении развитых стран, хоть и с опозданием на несколько лет. В частности, с проблемой ожирения сейчас столкнулись практически все страны. С начала 2000-х ряд государств пытается повлиять на питание граждан как стимулирующими, так и ограничительными мерами. Пока эффект от них ограничен, а научное сообщество накапливает все больше опровержений прямой связи между избыточным весом и ранней смертностью, что заставляет пересмотреть стандартные подходы к регулированию питания. Помимо идеологии в документе Минздрава можно критиковать и подход к статистике, положенной в основу картины нынешнего состояния здорового образа жизни в РФ. Так, данные о питании населения, как ранее сообщали эксперты РАНХиГС, могут сильно расходиться с реальной картиной.

Видимо, именно с учетом этой проблемы вице-премьер Татьяна Голикова ранее пообещала к 2020 году модифицировать сбор такой информации, что может заставить Минздрав корректировать многие показатели его программ. Кроме того, для полноценной реализации стратегии ведомству были бы необходимы аргументы экономического плана, чтобы обосновать расходы. Но ни у Минздрава, ни у Минэкономики сейчас нет данных для расчета экономических потерь от преждевременной смертности и инвалидизации, даже требование расчета показателей «продолжительности здоровой жизни» может быть реализовано лишь через несколько лет.

 

Фото: ds47-schel.edumsko.ru

Источники: Dairynews
Friday, 19 April 2024
Thursday, 18 April 2024
Wednesday, 17 April 2024
Tuesday, 16 April 2024
Tuesday, 09 April 2024
Monday, 08 April 2024
Friday, 05 April 2024
Thursday, 04 April 2024
Wednesday, 03 April 2024
Monday, 01 April 2024
Wednesday, 27 March 2024
Tuesday, 26 March 2024
Friday, 22 March 2024
All news