Сербско-голландская компания Pheno Geno занимается селекцией съедобный роз уже два года. Сотрудникам удалось собрать целую коллекцию под названием «Вкус любви». А свою первую съедобную розу компания представила на рынке в 2017 году.
«Мы протестировали сами розы в качестве продукта питания и провели вкусовые панели. В итоге, из 100 сортов роз были отобраны менее 12-ти. Следующим шагом было изменение восприятия съедобных роз у большинства потребителей, то есть маркетинговые мероприятия. Дело в том, что люди не привыкли есть лепестки роз. Поэтому нам пришлось изменить образ мыслей потребителя - задача, в которой нам помогали профессиональные повара из ресторанов среднего и высшего сегмента. Вовлечение в проект известных шеф-поваров позволило ввести продукт в моду», - рассказывает селекционер Питер Кокс.
В знак благодарности все сорта, собранные в коллекции «Вкус любви», названы в честь известных шеф-поваров. Например, два новых сорта назвали именем шеф-повара Эвелины Вильд (австрийская телезвезда, которая готовила своим шоколадные сладости с лепестками роз и демонстрировала, как использовать лепестки в повседневной кухне) и Тео Клеверс (голландский повар-чемпион по мороженому - он придумал рецепт самодельного розового мороженого).
Кокс отметил, что наблюдается резкий рост спроса на съедобные розы. У них теперь есть 100 производителей роз, сотрудничающих по контракту.
«Сезон прививки завершен, и мы направили почти 300 000 подающих надежды саженцев по всей Европе и даже за рубеж, в Украину, Россию, Японию, США, Корею и Тринидад».
Но самым перспективным направлением Кокс считает выращивание съедобных роз в южной части Европы: «Климат больше похож на климат в Сербии, где сорта скрещиваются и проходят испытания. Поэтому розы ведут себя более или менее похоже на наши испытания».
Больше, чем розы
После того, как проект с выведением съедобных роз получил широкий общественный резонанс, компания приступила к созданию зимостойких и особо привлекательных для насекомых-опылителей сортов.
«Розы, которые привлекают бабочек и пчел, довольно модны в Европе. А в таких странах, как Россия и Украина, набирают популярность наши зимостойкие розы», - сказал Кокс.
Следующий крупный проект – сорта для получения розового масла для промышленности.
«Самым крупным рынком для розового масла является производство стирального порошка. Однако только 1 процент парфюмерии в этом продукте состоит из натурального розового масла, а 99 процентов - синтетического. И поскольку существует тенденция к более натуральным решениям, мы стремимся увеличить этот процент до 3%. Это будет означать, что посевная площадь также утроится, например, от 20 000 до 60 000 га в Болгарии», пояснил эксперт.
Также в Турции, Марокко, Китае и Иране выращивают розы на масло, но во всех этих странах существует только один вид масла - фенилэтанол из Дамасской розы, подчеркивает Кокс. И именно здесь есть смысл попробовать новые сорта роз.
«При поддержке инвестиционного фонда LIOF мы протестировали 200 наших роз и обнаружили более 300 различных эфирных масел. Два типа, а именно гераниол - это цветочный и фруктовый аромат, а также нерол - лайм и зеленый аромат, также доступны в больших количествах и могут предоставить новый натуральный аромат. Большой плюс, что у новых рос лепестки отличаются большей прочностью и количеством. Чем больше цветочных лепестков, тем больше масла, а более плотные бутоны подходят для внедрения автоматизации в процесс сбора урожая», - отметил Кокс.
А что дальше? «Теперь мы знаем, какие розы подходят для производства розового масла, однако, прежде всего, мы должны привести в восторг промышленных поставщиков, и не только крупных производителей и поставщиков стиральных порошков, но и владельцев эксклюзивных парфюмерных магазинов. Мы покажем им наши лабораторные результаты и результаты классификации ароматов. Мы также планируем выпускать одно или несколько новых эфирных масел в небольших количествах, чтобы они оценить и выбрать лучшее, предложить свои идеи», - подытожил специалист.
фото: nikpitomnik.ru