КУРС ЦБ $ USD 63,9542 EUR 71,1299
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Sergey KOGOGIN: Implementation of the national project for export may be under threat, if not to accelerate the deployment "of Regional export standard 2.0"
In August of the popular front checked availability in all regions approved projects export development. It turned out that the subjects are totally different level of understanding of this work, and somewhere it is too slow. Onf experts believe that it is necessary to accelerate the deployment "of Regional export standard 2.0", otherwise the objectives of the national project "international cooperation and exports" would be under threat.
Подписаться на новости

Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин поставил перед правительством амбициозную задачу – увеличить экспорт несырьевых товаров к 2024 г. до $ 250 млрд. Основные ресурсы по поддержке экспорта сгруппированы в нацпроекте «Международная кооперация и экспорт». Пять федеральных проектов, из которых и состоит этот нацпроект, являются реперными точками, на которых правительство сосредоточило усилия поддержки. В федеральном бюджете на экспортный нацпроект выделено в 2019 г. 86,2 млрд руб., в 2020 г. — 74,5 млрд руб., в 2021 г. — 124 млрд руб.

До 1 июля 2019 г., согласно национальному проекту, регионы должны были создать и утвердить паспорта проектов по развитию экспорта. По результатам реализации «пилотов» внедрение стандартов распространится на другие субъекты РФ.

ОНФ проверил наличие в регионах утвержденных проектов по развитию экспорта. При этом Народный фронт руководствовался принципом прозрачности, поэтому учитывалось наличие документов в открытом доступе на официальных сайтах региональных органов власти, а также принципом полноты охвата направления в соответствии с пятью федеральными проектами, которые входят в нацпроект «Международная кооперации и экспорт».

Мониторинг Народного фронта показал, что у восьми регионов нет опубликованных паспортов проектов по развитию экспорта (Республики Бурятия, Калмыкия, Новосибирская, Омская, Архангельская области и Республика Северная Осетия – Алания). На сайте думы Волгоградской области можно найти презентацию «О реализации национальных проектов на территории Волгоградской области», однако ссылок на региональные проекты нет. В Красноярском крае упоминание нацпроекта можно найти на сайте «Проектного управления». Реализации нацпроекта посвящен целый раздел с целями, сроками, кураторами и руководителями региональных проектов, но сами паспорта не опубликованы. Отсутствие программы или проекта по развитию экспорта – это признак того, что в регионе отсутствует системная политика по развитию экспорта, считают эксперты.

Также у 10 регионов в открытом доступе присутствует лишь один проект из пяти, у 12 регионов в открытом доступе в наличии всего два проекта, еще у 12 регионов – только три проекта. У 40 регионов в открытом доступе четыре проекта, и только два региона выложили все пять проектов: Еврейская автономная область и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Только у этих субъектов есть проект по развитию логистики для экспорта.

Эксперты ОНФ отмечают, что многие регионы к составлению программ по развитию экспорта подошли формально и либо сняли кальку с описания национального паспорта без учета региональных особенностей, либо разместили публично некликабельные ссылки.

В 2019 г. в 22 пилотных регионах планируется внедрение «Регионального экспортного стандарта 2.0», который предполагает публичную разработку региональной Стратегии для обеспечения благоприятных условий ведения экспортной деятельности. Учитывая, что в 2019 г. экспортный стандарт только внедряется, ОНФ не включил в мониторинг наличие региональной стратегии. Но на данный момент видно, что у части пилотных субъектов стратегии в публичном доступе нет. Если документы еще разрабатываются, то планы, которые должны быть приняты позже, будут сформированы в спешке, поскольку крайний срок их принятия для начала работы в 2020 г. – декабрь 2019 г.

Как отмечают эксперты ОНФ, в пилотных регионах картина с принятием региональных проектов в целом обстоит ненамного лучше. Примерно половина регионов (12 из 22-х), как и в целом по стране, выложили четыре проекта из пяти (Ленинградская, Калининградская, Владимирская, Ульяновская, Ростовская и Смоленская области, Пермский и Приморский края, Республики Татарстан, Башкирия, Удмуртия, Крым), пять регионов выложили по три проекта (Рязанская, Нижегородская области, Ставропольский, Краснодарский, Хабаровский края), четыре субъекта выложили в открытый доступ по два проекта (Курганская, Челябинская, Пензенская, Тульская области), три региона выложили в открытый доступ один проект (Свердловская область («Промышленный экспорт»), Новгородская область («Системные меры развития международной кооперации и экспорта»), Псковская область («Экспорт услуг»).

«Согласно паспорту нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», правительство планирует к 1 декабря 2019 года завершить внедрение «Регионального экспортного стандарта 2.0» в пилотной группе. И лишь к 2021 году планируется внедрение этого стандарта в 75 регионах. Это означает, что работа по стандарту в этих регионах начнется лишь в 2022 году, а результат нужен уже в 2024 году. В итоге мы теряем три года, учитывая текущий год. Если регионы будут дожидаться стандарта и не заниматься развитием экспорта уже сейчас, достижение поставленных в «майском указе» целей стоит под угрозой. Поэтому надо либо ускорить внедрение «Регионального экспортного стандарта 2.0», либо более пристально следить за наличием у регионов проектов по развитию экспорта», – отметил сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель тематической площадки ОНФ «Международная кооперация и экспорт» Сергей Когогин.

Также эксперты ОНФ предлагают повысить прозрачность реализации поддержки экспорта на уровне регионов и размещать актуальные версии программ по развитию экспорта на сайтах, чтобы их можно было легко найти в три клика. Кроме того, региональным властям будет полезно услышать обратную связь от экспертов и предпринимателей, которые готовы поделиться собственным пониманием того, как эффективно выстроить систему международной кооперации и экспорта. «Для этого профильные региональные ведомства или проектные офисы по реализации нацпроектов могут обратиться в региональные отделения ОНФ, которые на своих площадках готовы собрать компетентных экспертов из всех крупнейших деловых ассоциаций и отдельных предпринимателей,» – отметил Когогин. 

Источники: Agro2b