По данным агн. "Алгоритм", Россия сократила экспорт бензина в первом полугодии 2017 года на 1,1 млн тн до 2,5 млн тн по отношению к такому же периоду 2016 года.
Причина, полагаю, кроется в общем сокращении производства бензина из-за убыточной рентабельности НПЗ. Напомню, за январь-июнь на российских НПЗ по данным Росстат произведено 18,2 млн тн автомобильного бензина, что на 840 тыс. тн меньше показателя 2016 года. Тем не менее сезонность экспорта не нарушилась. В зимние месяцы – январь, февраль – при избытке топлива на внутреннем рынке и высокой премии внешних рынков, достигающей порой 4000 р/тн, бензин хорошо экспортируется. В летний сезон наступает спад экспорта по причине премиальности уже внутреннего направления. По мере заполнения рынка бензином и переполнения его в осенние дни, экспорт вновь нарастает.
В структуре экспорта преобладает товарный автомобильный бензин. Его доля в общем объёме составляет 78%, причём от года к году она остаётся неизменной. 21% бензина экспортируется под наименованием «для промышленных целей» и 1% как «прямогонный».
В списке стран импортёров российского бензина формально присутствуют в среднем 20 стран. Половина из них – это бывшие республики СССР. Их суммарная доля от всего экспорта бензина составляет 35-40%, а крупнейшим импортёром выступают Казахстан с долей порядка 15-20% и Киргизия с долей 8-10%.
Остальные 60-65% бензина отправляются в 10-12 стран дальнего зарубежья, среди которых выделяются Нидерланды с долей 40% и Италия с долей 10%. Именно по этим двум направлениям и сократились радикально отгрузки бензина. В направлении Нидерландов на 600 тыс. тн, Италии – 300 тыс. тн, при том что весь объём экспорта сократился на 1,1 млн. тн.
Биржа СПбМТСБ
Второй день как цены на бензин и дизельное топливо корректируются на понижение. Наиболее резко, на 230 р/тн, опустились цены на высокооктановый Аи95. Рязань, Самара, Омск показали снижение на 300 р/тн и больше. При этом снижение прокатилось по практически всем НПЗ. Есть и совсем загадочный провал на 2270 р/тн на Ачинском НПЗ. Однако сделка с одним вагоном не показатель рыночности, к тому же, вероятно, ошибочная. Такое бывает редко, но не исключено.
Бензин Аи92 при разнонаправленном движении цен сделок, в среднем остался на уровне предыдущего дня.
Цены сделок с дизельным топливом также корректировались на понижение. Но это эффект инерционности рынка. Из-за подорожавшей нефти нетбэк на дизель повысился до 37000 р/тн при биржевом индексе порядка 36000 р/тн. Если дифференциал будет расширяться или же остановится на нынешнем уровне, то у производителей есть все основания подогреть дизельные цены на бирже.
Мазут остро и оперативно отреагировали на рост нетбэка, подорожав сегодня в среднем на 300 р/тн.