КУРС ЦБ $ USD 94,0922 EUR 100,5316
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Китай начал переговоры о покупке зернового терминала на юге России.
Китайская госкомпания COFCO начала переговоры о приобретении на юге России терминала по перевалке зерна, масла и сои мощностью до 10 млн т в год. Сделка может обойтись ей в сумму до $400 млн, утверждает источник РБК.

О том, что COFCO (China National Cereals, Oils and Foodstuffs Corporation) начала переговоры о приобретении в России терминала по перевалке зерна, масла и сои мощностью до 10 млн т, РБК рассказал генеральный директор Российско-Китайского инвестиционного фонда регионального развития (ИФРР) Рустам Темиргалиев. Сейчас китайская госкомпания рассматривает три варианта — терминалы в порту Тамань, порту Темрюк и Новороссийске.

COFCO, основанная в 1949 году, входит в список 500 крупнейших предприятий мира. Аффилированные с ней компании работают в 140 странах мира. Стоимость активов COFCO оценивается в $71,9 млрд. Корпорация осуществляет закупку и торговлю зерновыми культурами, а также занимается глубокой переработкой зерна.

ИФРР выступит генеральным партнером в сделке с COFCO. Китайская сторона, по словам Темиргалиева, также планирует кредитовать российских сельскохозяйственных производителей в рамках офтейк-соглашений (соглашения о покупке продукции, которая должна быть произведена в рамках проекта, что обеспечивает его финансирование) и предоставлять авансы на 10% на закупку материалов и топлива.

Получить комментарий COFCO в среду не удалось.

Коллективный партнер

О создании Российско-Китайского инвестиционного фонда регионального развития было объявлено 4 июля 2017 года во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву.

Основными инвесторами фонда являются крупнейшие государственные и частные корпорации КНР, под управлением фонда находится 100 млрд юаней (около $16 млрд). Фонд намерен инвестировать «в проекты, которые оказывают экономически значимый эффект на развитие России», говорится на его сайте.

Приоритетными для фонда являются проекты в области ядерной энергетики, инфраструктуры, логистики и новых технологий, а также проекты в рамках инициатив «Один пояс, один путь».

Китайский интерес

«Планируем уже в следующем году выйти на поставку 1,5 млн т зерна, сои и масла в Китай и стремиться к 10 млн т. Это будет крупнейший агропромышленный проект», — заявил генеральный директор ИФРР. По данным источника, знакомого с ходом переговоров, покупка терминала в России может обойтись китайской стороне в сумму до $400 млн.

Темиргалиев также сообщил, что в начале июля ожидается приезд в Россию председателя совета директоров COFCO Чжао Шуанляна (Zhao Shuang Lian). В свою очередь, Москва, по словам главы ИФРР, уже запросила у китайских властей специальную квоту (Tariff rate quota, TRQ) на поставку зерновых культур. «В настоящий момент существует ограничение на ввоз зерновых культур в Китай. Поставщик, не обладающий квотой, вынужден платить пошлину 65%, квотируемое зерно облагается пошлиной всего в 1%. Россия в отличие от США и даже Украины сегодня не имеет ни одной квоты на китайском рынке. И у нас есть уверенность, что в рамках проекта COFCO Россия ее получит», — пояснил Темиргалиев.

По его мнению, Пекин начал искать способы диверсифицировать источники поставок зерна и другой сельхозпродукции из-за обострения отношений с США.

На днях Китай и США провели переговоры по предотвращению торговой войны, договорившись о «существенном увеличении» экспорта американской сельскохозяйственной продукции и энергоносителей. Ранее президент США Дональд Трамп грозился ввести тарифы на китайские товары (речь идет об импорте на $150 млрд), а Китай заявлял о готовности ввести ответные меры. Reuters в среду сообщил о возвращении китайских компаний на американский рынок сои, к радости местных фермеров, которые сталкивались с отменой сделок в период обострения конфликта.

В сентябре прошлого года ТАСС сообщал о желании COFCO расширить поставки пшеницы из регионов России, со ссылкой на гендиректора российской «дочки» китайской компании Cofco Trading Ltd Мали Джуна. «Первая партия пшеницы была закуплена компанией в России в апреле 2017 года. Сейчас мы хотим вместе с нашими поставщиками обсудить, как лучше удовлетворить спрос китайских мельниц, и для этого узнать о производстве и качестве пшеницы в РФ, чтобы подготовиться к расширению объема импорта российской пшеницы в Китай», — сказал он. В марте этого года представители COFCO встречались с занимавшим на тот момент пост министра сельского хозяйства России Александром Ткачевым.

Увеличить экспорт

Президент Владимир Путин в новом майском указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставил задачу увеличить экспорт продовольствия до $45 млрд в 2024 году (в 2,2 раза по сравнению с 2017 годом). ​

Глава российского Минсельхоза в марте также говорил о стремлении наращивать экспорт, «учитывая рекордные урожаи зерновых в последние годы». «В текущем сезоне мы рассчитываем экспортировать порядка 53 млн т зерна, на сегодняшний день поставки зерновых выросли на 40% по сравнению с прошлым сезоном и превысили 38 млн т», — пояснял Ткачев (цитата по ТАСС).

Китай входит в топ-20 стран — импортеров российского зерна. По данным Россельхознадзора, в 2017/18 сельхозгоду (начался с 1 июля 2017-го) Россия экспортировала в Китай 1,2 млн т зерна и продуктов его переработки — это абсолютный рекорд в истории современной России. Основной объем экспорта в Китай приходится на соевые бобы (846,2 тыс. т), семена рапса (108,1 тыс. т), пшеницу (41,3 тыс. т), кукурузу (23 тыс. т). Поставки зерна в Китай разрешены не изо всех регионов России, и Россельхознадзор постоянно ведет переговоры по расширению этого перечня.

Директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов напоминает, что COFCO — сложный переговорщик, переговоры о поставках продовольствия в Китай могут идти годами. Тем более если речь идет о поставках из южных портов, в то время как выданное китайским регулятором разрешение на импорт российского зерна распространяется только на сибирские и восточные регионы.

Однако, отмечает эксперт, у COFCO есть амбиции стать одним из лидеров мирового зернового рынка, а для этого надо активно торговать черноморским зерном. Компания может быть заинтересована в приобретении портовой инфраструктуры в России — черноморские терминалы находятся на радаре у всех крупных игроков. COFCO сможет использовать приобретенные портовые мощности прежде всего для международного трейдинга, полагает Андрей Сизов.

 

Фото: prompolit.info

Источники: Зерно Он-Лайн
четверг, 18 апреля 2024
среда, 17 апреля 2024
вторник, 16 апреля 2024
вторник, 09 апреля 2024
понедельник, 08 апреля 2024
пятница, 05 апреля 2024
четверг, 04 апреля 2024
среда, 03 апреля 2024
понедельник, 01 апреля 2024
среда, 27 марта 2024
вторник, 26 марта 2024
пятница, 22 марта 2024
четверг, 21 марта 2024
среда, 20 марта 2024
Все новости