КУРС ЦБ $ USD 67,0098 EUR 78,3613
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Нужна ли российским аграриям сельхозавиация?
За один день уничтожить сельскохозяйственных вредителей на площади в 10 000 Га? Провести раннюю подкормку озимых, когда колесная техника ещё вязнет в сыром весеннем грунте? Осуществить своевременную десикацию посевов на 15 000 Га? Такое под силу только сельскохозяйственным самолетам.
Подписаться на новости

Тысячи агросамолётов, а правильнее – самолётов для авиационно-химических работ, трудятся над полями многих стран мира. Ранее в нашей стране трудились около 4 000 сельскохозяйственных самолётов (типа «Ан-2сх») и вертолётов (типа «Ми-2сх», «Ка-26»), но теперь, по данным Департамента растениеводства Минсельхоза России, в нашей стране легально работают 238 летательных аппаратов, производящих авиахимические работы.  Для удержания передовых позиций России на мировом рынке, которые она занимает в последние годы, в частности по экспорту зерна, требуется использование высокотехнологичных инструментов, которые позволят эффективно обрабатывать большие посевные площади.

Так ли эффективен сельскохозяйственный самолёт?

 Звено самолётов типа «Ан-2сх» за 3 лётных дня может обработать до 10 000 Га посевов. Весной, когда из-за распутицы наземной технике не войти в поля на раннюю подкормку озимых, только сельскохозяйственный самолёт способен внести необходимые удобрения. По этой же причине осенью провести своевременную десикацию (прим. – «десикация» - предуборочное подсушивание растений для ускорения созревания и облегчения уборки урожая) удастся только с воздуха.

Технологическая колея, которая неизбежна при работе колесной техники, губит до 10% урожая, самолёт же её не оставляет, а спутниковая навигация позволяет проводить обработку полей с практически ювелирной точностью.

Показатели эффективности обработки посевов

сельхозавиацией и наземной техникой

 

 

Модель воздушного судна / техники

Самолёт Ан-2

Самолёт Weatherly 620-B

Самолёт Zenair

CH 800

Вертолёт Robinson R44

Самоходный опрыскиватель Apache AS1230

Гектар / час

61

83

27

34

33

Гектар / сезон

24 561

33 235

10 955

15 539

13 083

 

Источник: Ассоциация сельскохозяйственной авиации (АСА)

 

Стоимость услуг агроавиации

На практике, авиаобработка ровно в 2 раза дешевле, нежели применение колёсной техники. Сертифицированные на авиахимработы компании в среднем по стране берут за разовую обработку 1 Га 350-400 рублей. А сколько затратит фермер на обработку 1 Га своих полей трактором? Солярового топлива уйдёт от 8 до 12 литров, в зависимости от типа трактора, а это уже 350-500 рублей. Трактористу и прицепщику еще минимум 50 рублей за гектар. Амортизация, накладные расходы, транспортный налог, … Получается, что заказать обработку поля сельхозсамолётом выгоднее. И главное преимущество – скорость. Даже один старенький «кукурузник» (самолёт типа «Ан-2сх»), может за один летный день (прим. «лётный день» - всё светлое время суток) обработать до 1200 Га. Для обработки этих же объёмов за один день наземной техникой потребуется 20-40 единиц, в зависимости от их современности, а значит и стоимости. 

Кто работает на «авиахимии»?

Сегодня в России всего около 30 авиакомпаний сертифицированы на проведение авиационно-химических работ. Они добросовестно тратят средства на поддержание уровня безопасности полетов, обучение пилотов, продление летной годности воздушных судов, уплату налогов.

Но там, где есть выгода, всегда появляются предприниматели, стремящиеся получить эту самую выгоду по максимуму, в том числе незаконно. В дополнение к 238 сельхозсамолётам, которые легально обрабатывают российские поля, в небе нашей великой Родины летают сотни так называемых в авиационном сообществе «чернофлажников» (прим. – «чернофлажник» - предприниматель от авиации, незаконно оказывающий услуги потребителям). Прорехи в действующем законодательстве позволяют пилотам-самоучкам покупать подержанные самолёты и мотодельтопланы, приспосабливать их для разбрызгивания жидкостей, загружать ядохимикатами и совершенно бесконтрольно возить их над нашими головами, обрабатывать поля и зарабатывать «чёрный нал». Стоимость их «услуг», конечно же, ниже, чем у сертифицированных на такие работы авиакомпаний, но значительно выше и опасность авиакатастроф, и вероятность того, что на поле фермеру выльют химикаты, которые в малом количестве – польза, а в большом – яд.

Положение дел в агроавиации современной России

Ситуация парадоксальная – во всё мире аграрная авиация – мощное средство интенсификации растениеводства, средство для экономического рывка, но в нашей стране эта отрасль практически брошена на произвол судьбы. Единственная организация в стране, озадачившаяся вопросами сохранения и развития сельскохозяйственной авиации – Фонд содействия развитию сельского хозяйства. Эта российская некоммерческая организация с 2012 г. занимается вопросами создания инновационных инструментов развития аграрного сектора экономики страны. Первыми шагами в деле развития сельхозавиации стали создание Ассоциации сельскохозяйственной авиации (АСА) и проведение в мае 2018 г. в Москве 1-ой Всероссийской конференции по развитию сельскохозяйственной авиации, участие в которой приняли: член Совета Федерации РФ Сергей Митин, Директор департамента растениеводства Минсельхоза России Пётр Чекмарёв, представители Росавиации, Генеральной Прокуратуры РФ, Министерства Обороны РФ, директора действующих авиакомпаний и эксперты. На конференции сенатор Сергей Митин отметил: «Как сказал Президент нашей страны В. Путин - России необходим экономический рывок. Очевидно, что с учетом мирового опыта, да и опыта нашей страны, сельскохозяйственная авиация может поднять урожайность наших полей. Если за счет интенсификации растениеводства посредством использования агросамолетов будет рост урожая на 3,5-4%, то, например, к 100 млн. тонн мы дополнительно получим еще 3,5-4 млн. тонн, а это миллиарды рублей, так необходимые российской экономике. Конечно, мы в Совете Федерации внимательно изучим этот вопрос и поможем развитию аграрной авиации в нашей стране».

В ходе оживленной дискуссии и последующей работы Фонда с экспертами появился программный документ, так называемая «дорожная карта», по решению проблем в сельхозавиации, которая легла на стол вице-премьеру Правительства РФ А. Гордееву.

Отношение фермеров к «крылатым тракторам»

Старшее поколение сельхозтоваропроизводителей прекрасно знает возможности «летающих тракторов», помноженные на возможности современных технологий, и используют авиацию, поскольку эффективная и своевременная воздушно-капельная обработка позволяет увеличить урожайность на десятки процентов. Агросамолёт незаменим в «борьбе за урожай».

Молодое же поколение аграриев и даже начинающие агрономы зачастую, к сожалению, не имеют никакого представления о возможностях сельхозавиации. Во многих аграрных ВУЗах лишь поверхностно знакомят с этим инструментов агропроизводства, а в некоторых и вовсе забывают о нем рассказать. Из программ авиационных учебных заведений дисциплину «применение авиации в народном хозяйстве» давно исключили.

Выводы

Конечно, самолёт не может вспахать поле или убрать урожай, а потому не заменит трактор в полной мере. Но сельхозтоваропроизводители, умеющие считать свои деньги, пользуются услугами агроавиации в вопросах молниеносной борьбы с вредителями, проведения своевременной десикации, аэросева и внесения удобрений.

Потребуется кропотливая работа законодателей, органов исполнительной власти и профессионалов отрасли, чтобы в полной мере возродить авиацию сельскохозяйственного назначения и сделать ее доступной и безопасной для потребителей.

 

Автор: Клим Николаевич Галиуллин (фото доступно по ссылке в начале)

Эксперт в области сельскохозяйственной авиации

Президент Фонда содействия развитию сельского хозяйства

 

Источник: Фонд содействия развитию сельского хозяйства

Источники: Agro2b
четверг, 20 сентября 2018
Все новости