Марина Петрова отметила, что сегодня Россия остается одним из крупнейших импортеров молочной продукции. И одной из главных причин этого является низкий темп роста производства товарного молока – на сегодняшний день его производство растет на 3-5% ежегодно и этого недостаточно для того, чтобы удовлетворить внутренний спрос на молочную продукцию. А для достижения самообеспеченности страны необходимо увеличить производство молока в 2,7 раза.
Эксперт отметила, что прежде, чем говорить о развития экспорта, необходимо достичь показателей продовольственной безопасности страны. Также для продвижения продукции на внешних рынках нужно соблюсти ряд условий, среди них: низкая себестоимость; конкурентоспособность; существенные инвестиции в продвижение; адаптация к конкретному рынку с учетом внутренних особенностей и потребностей страны. Но в некоторых сегментах уже можно наблюдать небольшой рост - например, с 2012 по 2017 гг Россия нарастила объем экспортных поставок сыра и сырных продуктов на 177%, но в натуральном выражении экспорт возрос с 20 тыс. тонн до 47 тыс. тонн. А экспорт сливочного масла и масляных паст возрос за этот период с 1,4 тыс. тонн д 3,4 тыс. тонн. Однако сегодня географию российского экспорта, в основном, составляют страны бывшего СССР, которые лояльно относятся к РФ. А на развитие экспорта в другие страны может повлиять мировое информационное поле, в котором Россия зачастую преподносится в негативном ключе, становясь мишенью для новых санкций.
По мнению Марины Петровой, необходимо развивать навыки экспортных поставок и быть готовыми к неудачам при выходе на новые рынки. Компании, стремящиеся на внешние рынки, должны уделить особое внимание особенностям потребления, принятым в стране, на рынок которой они хотят выйти - изучать вкусовые предпочтения, инновационные упаковочные решения, а также возможности внедрения российских продуктов в привычные для жителей этой страны блюда.
«В первую очередь, для развития экспортного потенциала необходимо стабилизировать ситуацию на рынке внутри страны и добиться необходимых показателей самообеспеченности, - отметила Марина Петрова. – Все новшества должны вводиться с учетом единого экономического пространства и мировых требований, тогда, я уверена, Россия сможет начать конкурировать на внешних рынках».
Кроме того, эксперт подняла еще один важный для отрасли вопрос – перспективы введения ЭВС для готовой молочной продукции. Система «Меркурий» сегодня работает в части учета сырого молока, но после переноса сроков введения остановлено тестирование по цепочке «Ферма-Переработчик-Сетевой оператор». Молочная отрасль сегодня нуждается в уточнении позиции государства в отношении введения системы прослеживаемости готовой продукции «от поля до прилавка». Четкая государственная позиция будет способствовать пониманию реальности и планируемых сроков введения ЭВС для готовой продукции и подтолкнет предприятия, которые перестали относиться серьезно к заявлениям регулирующих органов из-за последних переносов, к реальным действиям.
ИНФОРМАЦИЯ О МТПП
Московская торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией и входит в систему торгово-промышленных палат Российской Федерации.
Основной задачей МТПП является поддержка московского бизнеса и содействие развитию предпринимательства в Москве, выстраивание эффективных взаимоотношений бизнеса и власти.
Сегодня МТПП объединяет более 3500 компаний из различных сегментов и отраслей экономики города Москвы - средний и малый бизнес, крупные предприятия, общественные и образовательные организации, филиалы иностранных компаний.
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «PETROVA FIVE CONSULTING»
«Petrova Five Consulting» - российская консалтинговая компания, специализирующаяся на исследованиях молочного рынка, а также на разработке, выводе на рынок и брендинге молочных продуктов.