Запуск нового производства, особенно в такой сфере, как сельхозмашиностроение, всегда связан с определенными обстоятельствами. Это может быть и государственная программа субсидирования покупки новой техники, и рыночная ситуация, диктующая необходимость появления новой техники, и производственная необходимость, связанная с диверсификацией бизнеса. В случае с ведущим российским производителем комбайнов, компанией Ростсельмаш, совпали все эти условия.
Для становления Ростсельмаш как компании фуллайнера в новых условиях необходима модернизация существующего производства, а также поиск новых путей развития, связанный с расширением продуктовой линейки. Одним из направлений этого развития стал план по организации тракторного производства. Ростсельмаш должен был стать предприятием, производящим все основные виды сельхозтехники. Оптимальным вариантом было приобретение готового производства с богатой историей и традициями.
Начало пути
В 2007 году «Новое Содружество» купило канадского производителя тракторов «Buhler Industries Inc», выпускавшего широкую линейку тракторов под брендом VERSATILE. Это предприятие выпускало трактора широкого диапазона мощности (от 190 до
Уже скоро, в 2009 году Ростсельмаш наладил первого трактора на своих мощностях — модели 2375 в Ростове-на-Дону. Объем локализации производства тогда составлял 10%. За время работы в фермерских хозяйствах России и СНГ эта машина получила заслуженное прозвище «рабочая лошадка» за свою неприхотливость, ремонтопригодность и универсальность. Исследования маркетологов компании показали, что это универсальная машина, которая востребована среди аграриев и идеально подходит для большинства хозяйств России.
Однако руководство Ростсельмаш понимало, что «отверточная» сборка канадских тракторов в Ростове-на-Дону – это не выход. Валютные риски, а также логистические издержки подталкивали к идее создания производства полного цикла именно в России.
Когда в 2015 году начался финансовый кризис и в России произошла девальвация национальной валюты. Это сделало невыгодным поставку машинокомплектов из Канады. Тем не менее, у руководства Ростсельмаш уже был готов план организации полноценного производства. Его реализацию начали с создания конструкторского бюро, которое должно было адаптировать канадские технологии к российским реалиям.
Создание нового производства – задача конструкторская
Конструкторское бюро просчитало локализацию трактора с учетом применения отечественных комплектующих, которые по качеству не уступали бы оригинальным. Конструкцию модели также доработали под нужды отечественного потребителя и требований российского законодательства. Переход на узлы и агрегаты отечественного производства должен был снизить стоимость готовой машины на 20-30%. Забегая вперед, отметим, что эта цель была достигнута.
Основываясь на опыте эксплуатации первых машин и отзывах клиентов, решено было внести ряд «локальных» нововведений. Например, добавить возможность агрегирования с любыми орудиями и упростить обслуживание трактора в полевых условиях (например, возможность продувать радиатор и фильтры).
Для внедрения новых опций, доступных сегодня в базовой комплектации, была создана своя программа развития. В итоге на Ростсельмаш было создано производство о пневмокомпрессора, пневмотормозов прицепа, до производительности
План по локализации производства тракторов на Ростсельмаш был напрямую связан с постановлением правительства №719 от 1 октября 2015 года о критериях отнесения промышленной продукции к российской, что позволило рассчитывать на получение субсидий от государства.
Новое производство позволило развить компонентную базу
Под новое тракторное производство в одном из цехов на территории Ростсельмаш было создано несколько дополнительных сварочных и механосборочных участков, а также полностью реконструирован сборочный корпус площадью более 6 тыс. кв. м, который оснастили и организовали с учетом современных производственных технологий.
Однако главной проблемой был поиск достойных поставщиков комплектующих. Общеизвестно, что производство компонентов высокого качества — не самая сильная сторона отечественной промышленности. Ростсельмаш решал этот вопрос по двум направлениям. Прежде всего, на мощностях предприятия было организовано производство отдельных компонентов.
Локализация на предприятии началась с производства металлических деталей конструкции — передней и задней рамы, каркаса кабины и кронштейнов. Подобрали российский аналог металла, раскройку которого наладили на смежном предприятии — Ростовском прессово-раскройном заводе, которое входит в ГК Ростсельмаш и находится на территории предприятия.
Сейчас на предприятии осуществляется сборка, сварка и покраска несущей рамы, а также производство мостов, сборка и окраска элементов экстерьера, производство кабины (включая раскрой и гибку заготовок, сварку, сборку и окраску). Монтаж и покраска моторного агрегата, осей и мостов, трансмиссии, навесного устройства. Монтаж системы электрооборудования, сборка и монтаж гидрооборудования.
Также были локализованы компоненты гидравлических систем и деталей сложной мехобработки (производство мостов, валов и шестерней). Производство частично наладили на Ростсельмаш, а частично — на других предприятиях по всей России.
Также были подобраны поставщики, которые могли бы соответствовать требуемым стандартам качества.
С 2016 года на Ростсельмаш было локализовано около 15 компонентов (1099 деталей), а также составлены проекты по локализации еще 54 направлений компонентов, которые используются в производстве.
По данным Ростсельмаш, 1190 изделий покупается у сторонних российских предприятий.
RSM 2375 и новые перспективы
Сегодня степень локализации трактора Ростсельмаш 2375 (RSM 2375) составляет свыше 70%. В России производится большая часть компонентной базы этой сложной техники. При этом Ростсельмаш запустил проект по локализации трансмиссии японского производства, используемой в его тракторах. В любом случае, RSM 2375 сегодня по праву могут называться отечественной машиной.
Сегодня, когда рынок тракторов в России еще далек от насыщения, а российские фермерские хозяйства сильно уступают по обеспеченности тракторами даже хозяйствам некоторых стран СНГ, решение Ростсельмаш вывести на рынок качественную машину собственного производства выглядит абсолютно оправданным.