ФГБУ «ВГНКИ» и НИИ антимикробной химиотерапии запустили совместный проект по обмену данными об устойчивости бактерий к антибиотикам
Ученые ФГБУ «ВГНКИ» и НИИ антимикробной химиотерапии запустили проект, с помощью которого любой желающий может ознакомиться с результатами мониторинга устойчивости к антибиотикам у различных бактерий – возбудителей болезней животных и человека.

Данные, полученные в ходе научно-исследовательской работы ФГБУ «ВГНКИ», выложены в открытом доступе на онлайн-платформе AMRCloud.

Устойчивость опасных бактерий к антибиотикам – одна из самых серьезных глобальных проблем человечества. Длительное и активное применение антибиотиков в медицине и животноводстве привело к тому, что возбудители некоторых инфекций стали устойчивы к лекарственным средствам и не поддаются лечению. Каждый год в мире более 700 тысяч человек умирает от инфекций, вызванных устойчивыми микробами. Проблема носит глобальный характер и не может быть остановлена усилиями отдельных стран.

Над решением проблемы работают специалисты и из разных отраслей: медики, ветеринары, химики, микробиологи и многие другие. Основа мер для борьбы с антибиотикорезистентностью – это сведения о распространении устойчивых к антибиотикам бактерий и генов устойчивости: мониторинг антибиотикорезистености как в медицине, так и в сфере ветеринарии и животноводства.

В 2017-2019 гг. сотрудники подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «ВГНКИ» провели научно-исследовательскую работу «Ветеринарный мониторинг и анализ рисков антибиотикорезистентности зоонозных бактерий». В рамках работы была исследована устойчивость бактерий из четырех групп (Salmonella spp., Campylobacter spp., Escherichia coli и Enterococcus spp.) к более 50 антимикробным препаратам из 12 классов. В том числе проведен анализ генов резистентности.

За два года работы ученые выделили и изучили более 800 изолятов бактерий из биоматериала кур, индеек, свиней, крупного рогатого скота и северных оленей, а также из пищевой и кормовой продукции. Образцы, из которых выделяли изоляты бактерий, поступили в ФГБУ «ВГНКИ» из более чем 20 регионов России.

В ноябре результаты научно-исследовательской работы ФГБУ «ВГНКИ» выложены на онлайн-платформе для анализа и обмена данными по антибиотикорезистентности AMRCloud. Данная платформа разработана подведомственным Минздраву РФ НИИ антимикробной химиотерапии (г. Смоленск) – одним из ведущих в стране медицинских центров исследования чувствительности бактерий к антимикробным средствам. Платформа не имеет аналогов в мире.

На платформе предусмотрены различные фильтры и функции для вывода данных в виде графиков, таблиц, географических карт. Любой пользователь платформы может получить интересующую его выборку данных об антибиотикорезистентности всего за минуту.

Таким образом, платформа AMRCloud упрощает и ускоряет международный обмен данными по антибиотикорезистентности. Открытый обмен информацией является одним из ключевых принципов противодействия резистентности, поддерживаемых тройственным союзом международных организаций: ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), ФАО (Всемирной продовольственной и сельскохозяйственной организации) и МЭБ (Всемирной организации по охране здоровья животных).

Триумвират ВОЗ, ФАО и МЭБ призывает страны организовывать совместный мониторинг антибиотикорезистентности в медицинской и ветеринарной сферах и делиться его результатами.  Такой подход позволяет разрабатывать глобальные подходы и комплексные меры по борьбе с устойчивостью.

Например, в странах ЕС и США на ежегодной основе проводят мониторинг устойчивости к антибиотикам как патогенных, так и комменсальных бактерий. Систематизированные данные об устойчивости изолятов от людей,  животных и из продуктов питания размещают в свободном доступе.

Изучить проект ФГБУ «ВГНКИ» на платформе AMRCloud можно здесь.

Узнать больше о платформе AMRCloud и принципах ее использования можно в публикации разработчиков здесь.

четверг, 21 марта 2024