КУРС ЦБ $ USD 92,2628 EUR 99,7057
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Алексей Гаврилов: «Запрет экспорта подсолнечника был однозначно правильным решением»
Директор дивизиона экспортного потенциала группы компаний «ЭФКО» Алексей Гаврилов рассказал OilWorld о мировых тенденциях в отрасли в разгар пандемии COVID-19

- Многие эксперты прогнозируют, что из-за ситуации с коронавирусом экспорт продуктов из России может в этом году сократиться. Согласны ли вы с этим мнением? И как изменились отгрузки вашей продукции за рубеж с начала года по сравнению с аналогичным периодом прошлого? 

- Из-за пандемии коронавируса в мире (карантинные ограничения на передвижение людей в Китае, Индии, странах ЕС) существенно снизились объемы и темпы потребления растительных масел как в промышленной, так и в продовольственной сфере. Например, в Индии в марте загруженность заводов по рафинации масел составляла 50-60% мощности. Аналогичные ситуации по снижению мощности переработки наблюдались в Китае и в некоторых странах ЕС. Это вынуждало импортеров в странах-потребителях переносить поставки растительных масел (в том числе подсолнечного масла) на апрель-май текущего года. В течение марта и апреля мы действительно ощутили снижение спроса на подсолнечное масло в Черноморском регионе со стороны конечных потребителей. География продаж во второй половине сезона 2019/2020 не меняется – основными странами-покупателями российского подсолнечного масла в период апрель-август 2020 года останутся Китай, Индия, Турция, Египет, Иран.

- Если поставки действительно сокращаются, то что именно сдерживает отгрузки?

- К сокращению спроса и отгрузок в марте-апреле приводят несколько факторов: во-первых, внутренние карантинные ограничения в странах-импортерах (ограничения на передвижение рабочей силы и ее дефицит на перерабатывающих предприятиях), во-вторых, большая премия за подсолнечное масло по сравнению с соевым маслом, которая составляет 80-100 $/тонну. Это обстоятельство делает подсолнечное масло менее конкурентоспособным, и серьезно снижает спрос на мировом рынке. С учетом рекордного урожая семян подсолнечника в России в текущем сезоне (15,4 млн. т в зачетном весе), остатки сырья все равно необходимо будет перерабатывать и продавать, но у нас есть сомнения, составит ли подсолнечное масло конкуренцию соевому в условиях низкого спроса в Азии.

- Девальвация рубля напротив должна бы делать российскую продукцию более конкурентоспособной, отмечаются ли такие тенденции? Как изменились экспортные цены на вашу продукцию? 

- Девальвация рубля, которая случилась в начале марта не помогла сделать российскую продукцию более конкурентоспособной, так как снижение мировых цен смогло компенсировать эффект девальвации. Во-первых, рекордный урожай семян подсолнечника в текущем сезоне в России, и рекордный урожай в мире в целом, оказали понижательное влияние на рынок растительных масел. Во-вторых, снижение цен на нефть в 2 раза в марте 2020 года резко уменьшило спрос в мире на биодизель и, как результат, спрос на растительные масла.

- Какие еще факторы могут оказать влияние на вашу внешнеторговую деятельность в этом году?

- Ситуация с распространением вируса в мире продолжает оказывать сильное негативное влияние на мировое потребление растительных масел. Снижение темпов экономического роста стран-импортеров, и снижение покупательной способности населения будут отрицательно влиять на спрос и потребление подсолнечного масла со стороны домохозяйств. Положительным для нас фактором является введение запрета на экспорт подсолнечника из РФ в апреле 2020 года, что может повысить спрос на подсолнечное масло и подсолнечный шрот со стороны Турции, ранее закупавшей семена в РФ. Какие-то прогнозы относительно новых возможных факторов в сложившихся условиях делать пока сложно.

- Как запрет экспорта подсолнечника повлияет на рентабельность переработчиков?

- Рентабельность большинства переработчиков близка к нулевым значениям и находится под сильнейшим давлением. Даже богатые урожаи последних сезонов не смогли обеспечить полной загрузки мощностей масложировой отрасли – напомню, что мощности переработки в России почти вдвое превышают валовые сборы масличных культур. Эта ситуация усугублялась оттоком сырья из страны после снижения экспортных пошлин в 2016 году. А в текущем сезоне экспорт подсолнечника из РФ превысил 1 миллион тонн, что равносильно годовой мощности нескольких крупных маслоэкстракционных заводов. Неудивительно, что российские производители подсолнечного масла и шрота уже несколько лет призывают власти остановить вывоз «винограда вместо вина» и ввести тарифные и нетарифные меры против вывоза семян подсолнечника из страны. 

Поэтому совершенно очевидно, что запрет экспорта подсолнечника был однозначно правильным, хоть и запоздалым решением. Рынок ожидал снижения цен на подсолнечник, как реакцию на запрет его экспорта, но ситуация в моменте развернулась противоположным образом. В южных регионах подсолнечника на рынке крайне мало, что вынуждает покупателей искать объемы в Центре и на юге Поволжья, в результате перегревая рынок и подталкивая цену вверх и в этих областях. На текущий момент по всем макрорегионам фиксируется рост цен на масличное сырье до 20%, а переработчики, которые фиксируют убытки от реализации масложировой продукции по докризисным ценам и видят рост цен на логистические услуги на 10-15%, не могут позволить себе уходить в дальнейший минус.

 

Фото: oilworld

Источники: Зерно Он-Лайн
среда, 27 марта 2024
вторник, 26 марта 2024
пятница, 22 марта 2024
четверг, 21 марта 2024
среда, 20 марта 2024
вторник, 19 марта 2024
понедельник, 18 марта 2024
четверг, 14 марта 2024
среда, 13 марта 2024
вторник, 12 марта 2024
понедельник, 11 марта 2024
четверг, 07 марта 2024
среда, 06 марта 2024
Все новости