Роснефть покинула секцию природного газа. Такой вывод следует из отчёта биржи за ноябрь. Два месяца подряд, октябрь-ноябрь, компания не сочла нужным участвовать в торгах газом. То ли по принципиальным соображениям, то ли из-за отсутствия ресурса. Новатэк также последовательно сокращал продажи с 500 тыс. кубов в июле до 35 тыс. кубов в ноябре, 25 из которых реализовал собственным дочкам в Перми и в Московской области. Газпром остался практически один. Его доля как поставщика составила в ноябре 97% от общего биржевого оборота, 3% - Новатэк и 0,4% - ЕТК.
Биржевой проект торговли природным газом, вероятно, подходит к финишной черте. Неудача проекта либерализации внутренних цен на газ, а именно такую задачу ставили перед биржей регуляторы рынка, связана с отсутствием рынка как такового, даже его зачатков. Добыча, хранение, транспортировка и распределение внутри и вне России оставались в одних руках. Эти руки не желали менять архитектуру газовой отрасли страны. Поддержать проект могли бы сигналы из Кремля, но их не поступало.
Полагаю, и не поступит. Чтобы создать рыночную среду, на которой можно было бы начинать выстраивать рыночные отношения, следовало бы разрубить Газпром на независимые компании – добычу, транспорт, хранение, сбыт. Но кто ж отважится ломать пусть даже не совсем эффективный, но работающий механизм тем более в пору, когда мировые цены на рынке нефти и привязанном к нему рынке газа обвалились, а Минфин второй год подряд еле-еле сводит концы с концами?
В Кремле это понимают, потому и не ускоряют события. К тому же эффект от либерализации цен неочевиден. Всё реже появляются комментарии на эту тему от инициаторов и исполнителей проекта. Итоги торгов газом в ноябре представлены на диаграммах.
Объём сделок с газом вышел в сентябре 2016 года на абсолютный за двухлетнюю историю биржевых торгов максимум 2,050 млрд. куб. м, а затем потерял одну треть объёмов.
В этом спаде присутствует два фактора. Первый – это сезонность, когда спрос выходит на максимумы года, и ресурсов для биржи у производителей не хватает.
Второй – это снижение коммерческой привлекательности биржевых сделок. Биржевые цены обеспечивали покупателям в июне-июле 2016 года экономию закупок относительно тарифов ФСТ порядка 10% или свыше 400 руб. на каждой тысяче кубов. Однако по мере роста биржевых цен привлекательность биржи снизилась в 5 раз, до 2%. Клиенты стали отказываться от услуг биржи. Ещё один шаг вверх и разбегутся оставшиеся. Удержать их может лишь очередная индексация тарифов. Регуляторы планируют 2-процентную индексацию тарифов на газ и на транспортировку в 2017 году. Только этот фактор и способен удержать небольшой круг независимых клиентов торгов в количестве около 25 юрлиц.
Биржа СПбМТСБ
ОПЕК нешуточно разогрела нефтяные цены. Баррель марки BRENT впервые с лета прошлого года перевалил за $55, и это при том что накануне заседания картеля котировки едва вытягивали $48. Когда и какие вершины покорит баррель, пока неясно. Но явно ощущается - рынок перегрет надеждами, а не делами, а потому и полёт барреля похож на бумажный самолётик в первой фазе его полёта.
Тем не менее уже состоявшееся движение барреля вытолкнуло вверх экспортные паритеты на нефтепродукты, что создаёт предпосылки для роста внутренних цен.
Спрэд на бензине и дизельном топливе за два дня увеличился с нулевого уровня до 2,0 -2,5 тыс. руб.
Не факт, что завтра же российские производители кинутся вслед за нетбэк, но, согласитесь, причина и повод для корректировки индексов у них на руках.
Именно этим обстоятельством окрашены индексы цен нынешней торговой сессии. Дружно, почти на всех НПЗ дорожали цены сделок с бензином, дизелем, мазутом и керосином.
Бензин марки Аи95 подорожал в среднем на 80 р/тн. Наибольший прирост, 260-270 р/тн, показали Уфимская и Саратовская группа НПЗ.
Бензин марки Аи92 подорожал в среднем на 260 р/тн. Причём это самое мощное подорожание бензина за последние дни. Вероятно, повышательный тренд будет сопровождать торги всю неделю.
В сегменте дизельного топлива энергия роста, заложенная экспортным паритетом, нивелируется относительно невысоким спросом. Тем не менее и здесь удорожание регистрируется на большинстве базисов. При этом акцент сделок всё более переносится на зимние классы. Здесь и удорожание самое большое, в среднем на 160 р/тн. Лидерами выступают РНПК и МНПЗ – плюс 550-600 р/тн.