Топливное агентство "Алгоритм" в продолжение вчерашней темы о влиянии налогового маневра на поведение цен на нефтепродукты в 2017 году приводим расчёты нетбэка на автомобильный бензин.
Следует отметить, что поведение внутренних цен на бензин не столь плотно следует за нетбэком, как это происходит в сегменте дизельного топлива или мазута. Тем не менее расхождение реальных цен с нетбэком на периоде с 1 марта по 30 ноября 2016 года незначительное. Так, средняя цена на бензин марки PRM по Территориальному биржевому индексу составила 41 100 р/тн, среднее значение нетбэка - 40 140 р/тн. Разница в 960 р/тн в пользу российского рынка.
На поведение бензиновых индексов СПбМТСБ накладывается специфика российского рынка, а именно сезонность. В летние месяцы высокого спроса мощность российских НПЗ не покрывает спрос, хотя в целом по году баланс потребления и производства выдерживается. Для безболезненного прохождения весенне-летних сезонов Минэнерго обычно призывало производителей создавать резерв бензина. И он создавался.
Такая же просьба регуляторов рынка, наполнить резерв, была направлена в ноябре этого года в связи с предстоящим длительным ремонтом Московского НПЗ, но получила отказ. Со слов участников переговоров представители нефтяных компаний не видят необходимости морозить ресурсы, поскольку проведённая модернизация НПЗ в части углубления переработки нефти даёт возможность резко нарастить производство бензина в необходимых рынку объёмах. Учитывая возросший потенциал производства бензина, следует вывод - ценообразование на российском рынке автомобильного бензина будет всё плотней привязано к нетбэку, как это происходит в сегменте дизельного топлива.
Прогноз на поведение цен автобензина в 2017 году, так же как и вчера, будем выстраивать на параметрах маневра 2017 года:
- экспортная пошлина на нефть рассчитывается по формуле с коэффициентом 0,30 вместо 0,42;
- пошлина на автобензин исчисляется как 0,3 вместо 0,61 от пошлины на сырую нефть.
Прогноз основан на среднестатистическом крек-спреде между ценой нефти Brent и бензином PRM. Результаты расчётов представлены в таблице и проиллюстрированы диаграммой.
Снижение экспортных пошлин на нефть и бензин снижает и планку экспортного барьера, а это, естественно, не может не вызвать рост цены в стране-экспортере. Наши расчёты показывают, что рост может в зависимости от цены нефти на мировых рынках составить 5 - 8% или в абсолютном выражении от 2 000 до 3 000 р/тн. Повторюсь, представлена лишь оценка, а не приговор. В расчетах достаточно много условностей. Например, связь курса рубля и цены барреля приняты на основе предыдущего года. При этом разброс статистических показаний весьма велик. К тому же нет гарантий, что установленная зависимость сохранится в будущем году. Некоторые российские экономисты утверждают, что рубль «отвязался от нефти». Мы же в прогнозе «отвязку» всерьёз не принимаем.
Биржа СПбМТСБ
Бензины продолжают дорожать. Возможно, в том числе и под новогодние нетбэки. При цене барреля около $50 потенциал роста нетбэка оценивается примерно в 3 000 р/тн, до 43 000 р/тн. При том что текущее значение EVR-PRM составляет 41 000 р/тн.
В дизельном сегменте тренды устойчивы. Летние и межсезонные сорта дешевеют, а прогнозы и фактическое усиление морозов продолжают толкать цены на зимние классы вверх.