Минпромторг рассматривает возможность запрета использования уменьшенных объемов упаковок для производителей социально значимых продуктов питания, пишут «Известия» со ссылкой на замглавы ведомства Виктора Евтухова. Предполагается внесение изменений в технический регламент «О безопасности пищевой продукции», которые будут разрешать только стандартные упаковки с округленными значениями, например: 200 г, 500 г, 1 л, 2 л
В перечень социально значимых продуктов входят 24 товара, включая отдельные виды мяса, мороженую неразделанную рыбу, молоко, куриные яйца, сахар, соль, муку, хлеб, гречку и картофель. За счет изменений производители не смогут вводить пользователей в заблуждение, отмечает замминистра. «Уменьшение производителями массы и количества товара без снижения, а то и с увеличением стоимости называют шринкфляцией. Этот способ, конечно, помогает изготовителям снизить свои издержки. Однако все это делается за счет злоупотребления доверием потребителя», — считает он.
Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев говорит, что уже получил рекомендации Минпромторга, крупные торговые сети ведут переговоры с производителями. Обсуждаются вопросы применения стандартов фасовки в части производства товаров под собственными торговыми марками ритейлеров. Также проводится информационная работа с поставщиками и производителями товаров о применении новых положений ГОСТ. «Ожидаем, что к середине января поймем динамику использования предусмотренных допустимых значений номинального количества товара и масштабы возможных изменений. После получения текста соответствующего проекта будем формировать свою позицию относительно конкретных поправок в технический регламент», — сказал Караваев.
Директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков прокомментировал «Агроинвестору», что в теории производители могут перейти на стандартные упаковки, но тут нужно учитывать два фактора. Во-первых, одномоментно перестроить производство под соблюдение этих требований невозможно. Для выполнения новых требований необходимы замена/перенастройка производственных линий, заказ новой и выработка произведенной/закупленной упаковки и готовой продукции, а также согласование новых товарных позиций с ритейлом, что займет от 12 до 15 месяцев.
По его словам, на складах пищевых предприятий сегодня находятся существенные запасы продукции и упаковки, не соответствующие предлагаемым стандартам. Таким образом, переход технически возможен не ранее 2025 года. Во-вторых, уменьшая вес или объем единицы продукта, производители стремятся сделать его более доступным для потребителей. «В текущей ситуации колоссального роста себестоимости такой переход может привести к дополнительному росту цен», — предупреждает он.
Директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда относится к инициативе критически. «Вопрос размера упаковки — это не обман покупателя, а попытка производителя найти объем, который покупатель купит, если у него такие финансовые возможности или меньший объем потребности, — считает эксперт. — Производитель ориентируется на свои целевые группы и подстраивается под них. Что лучше: чтобы покупатель ушел из магазина или купил все-таки молоко?».
По ее словам, государству, как защитнику потребителей, было бы полезно ввести требование, что в случае отступления от традиционной упаковки вес должен указываться крупно и на лицевой стороне товара. Кроме того, требовать, чтобы был определенный вес и количество по социально-значимым товарам — это «очень смело». «Это значит, что производители по ГОСТу не смогу производить упаковки сливочного масла по 20 г, которые, например, нужны в отелях. Кому помешала пачка в 180 г, в которой всегда выпускали свою продукцию многие бренды? Они никого не обманывали, не уменьшили упаковку. А сейчас им предлагают понести много затрат, чтобы перевыпустить обертку, перенастроить процессы, чтобы что? Чтобы пачка была 200 г. И зачем?», — рассуждает Шагайда. По ее словам, все издержки в итоге будут переложены на покупателя.
В ноябре о новых правилах упаковки для социально значимых продуктов сообщила Генпрокуратура: она добилась поправок в ГОСТ, по которым производители гречки, молока, чая и муки, желающие заявить об их соответствии стандарту, должны будут фасовать товар в упаковки утвержденного объема и не менять его. Евтухов отмечал что эти требования нужно соблюдать, только если компания изготавливает продукцию по ГОСТу, который не является обязательным, но Минпромторг был готов рассмотреть расширение этой инициативы.