Недавно президент страны Александр Лукашенко распорядился немедленно разгрузить склады промпредприятий путем передачи техники в колхозы и СПК со скидкой до 30%, с привлекательной рассрочкой и по выгодным лизинговым схемам, сообщает Русская служба новостей.
В конце мая устроил разнос минским чиновникам и мэр белорусской столицы Николай Ладутько. По его словам, предприятия Минска уже потеряли рынки сбыта в 44 странах, а складские запасы растут угрожающими темпами. Пытаясь наладить сбыт собственной продукции, как утверждают в Росагромаш, страна стала чинить препятствия импорту из России.
Но наибольший скандал в Белоруссии вызвала публикация местного журналиста Глеба Лободенко, который обнаружил на спутниковых снимках Google Maps тысячи непроданных тракторов, стоящих на огороженной территории МТЗ. Тут же откликнулись и рабочие самого завода, приславшие в редакции некоторых СМИ фото, сделанные на мобильные телефоны внутри этой территории: трактора на них стояли практически на всех свободных площадях, включая газоны и внутризаводские пешеходные проходы. Вскоре последовал комментарий представителей властей: мол, фотографии старые, 2-3-летней давности, когда со сбытом продукции действительно были серьезные проблемы, а сейчас все совершенно иначе.
Корреспондент РСН решил выяснить, так ли это на самом деле, и отправился на Минский тракторный завод. Попасть на огороженную и отлично охраняемую территорию оказалось невозможно, но разглядеть кое-что с помощью «дальнобойной» оптики все же удалось.
Теперь не проданные трактора (их действительно тысячи!) хранят так, чтобы продукцию не было заметно с прилегающих улиц. На Минском тракторном заводе достаточно территорий, надежно прикрытых деревьями и кустарником — именно там сейчас, в районе железнодорожных путей и улицы Ваупшасова, стоят несостоявшиеся железные труженики полей.
Как рассказали в неофициальной беседе работники завода, шедшие со смены, сделано это совершенно сознательно: «Вдруг Лукашенко будет проезжать, увидит и даст нагоняй». Один такой «нагоняй» уже состоялся: в последних числах декабря 2012 года президент уволил директора МТЗ Александра Пухового и назначил на его место Владимира Волчка. В тот же день сменился и гендиректор МАЗа: место Александра Боровского занял Виктор Основский. Однако на продажах продукции кадровые перестановки практически не отразились.
На капиталистическом Западе в аналогичной ситуации отсутствия спроса производство неликвидной продукции было бы остановлено, а работники – отправлены в неоплачиваемый отпуск или вовсе сокращены. Однако МТЗ — предприятие с государственной формой собственности, а потому в первую очередь здесь думают о своих людях. На заводе уверены, что ситуация со спросом на внешних рынках изменится уже в самые ближайшие месяцы.