Одной из первых развитых стран, планирующих запрет на спекуляцию сельхозтоварами, стала Швейцария. Политическая инициатива «левых» собрала достаточно подписей, чтобы попасть на референдум. Пока неясно, чем окончится инициатива – не определено время голосования, а парламент имеет право предложить смягчённый вариант закона об ограничении спекуляций.
В Швейцарии – всеобщее прямое избирательное право. Несколько раз в год там проводятся референдумы по текущим вопросам, так что население имеет возможность превратить своё недовольство в конкретные действия. По данному вопросу – запрету спекуляций продовольственными товарами для коммерческих финансовых организаций – высказалось уже более 130 тысяч человек, недовольных колебаниями цен на продовольствие. Они считают, что именно на биржевых спекулянтах лежит ответственность за большинство взлётов и обвалов цен на продукты за последние годы.
Финансово-товарный сектор Швейцарии имеет объём порядка 20 млрд. долларов, поскольку страна сумела привлечь на свою территорию многие банки, занимающиеся в том числе и товарными инвестициями. Однако такие гиганты, как немецкий Commerzbank и DekaBank уже сократили инвестиции в товарный сектор под давлением неправительственных организаций.
Товарный рынок интернационален, и «выключение» из него одной страны не нанесёт серьёзного ущерба товарной торговле. Однако аналогичные события разворачиваются уже и в США. Федеральный Резерв пересматривает собственное решение десятилетней давности, позволившее банкам торговать на рынках сырья и на производных рынках. По словам критиков этого решения, банки получили слишком сильный контроль над всей цепочкой поставок от производителя сырья до конечного потребителя. Некоторые законодатели в США считают, что банкам позволили зайти слишком далеко, разрешив им оперировать складами, трубопроводами, танкерами – по сути, отдав им контроль над экономикой.
Однако сами потребители не согласились с этим решением, заявив, что ограничения повредят их бизнесу и приведут к необходимости увеличения собственных запасов. В числе подписавших петицию оказались крупные транспортные, энергетические и производственные компании, включая Boeing и UPS. Их поддержала Коммерческая Палата США.