В понедельник, 30 марта РБК сообщил, что корпорация «Ростех» наконец-то нашла деньги на реализацию проекта по взиманию платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.
Напомним, с помощью этой системы Росавтодор планирует в год получать с владельцев большегрузов порядка 50 млрд рублей. Он обещает в течение 13 лет часть этих денег тратить на компенсацию вреда, который наносят федеральным дорогам 12-тонники, а другую от давать концессионерам.
Реализовывать масштабный проект будет «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), которая на 75% принадлежит структурам «Ростеха», на 25% — сыну Аркадия Ротенберга Игорю (данные СПАРК-Интерфакс). Этот подряд она получила безо всякого конкурса, а сейчас, как пишет РБК, Газпромбанк согласился прокредитовать проект.
По планам Росавтодора, уже к середине ноября 2015 года РТИТС создаст центр обработки данных, разработает программное обеспечение, установит контрольные рамки и обеспечит грузовики весом более 12 т специальными устройствами, которые будут отслеживать их передвижение. Запустить всю систему планируют 15 ноября.
Несмотря на то, что система эта – дело почти решенное, в экспертном сообществе не утихают споры по поводу ее эффективности и – главное! – справедливости.
Ведь владельцы большегрузов платят солидный транспортный налог, который, по идее, должен уходить на создание и ремонт трасс. Платят они и обычные налоги, как весь бизнес, поскольку большегрузы редко покупают для поездок на дачу. Не стоит забывать, что в России активно строятся платные дороги. В прошлом году, например, средняя стоимость одного километра проезда по ним обходилась грузовикам в 3,7 руб.
«Знаете, у нас инициативы законодательные по части грузового транспорта, кажется, наперегонки бегут, - делится своими размышлениями на эту тему с Agro2b генеральный директор исследовательского агентства InfaNews Алексей Безбородов. – То расширение сети платных дорог, то транспортный налог в акцизах на топливо.
Инициатива же по сбору денег с большегрузов за т.н. «порчу дорог», на мой взгляд, противоречит духу налогообложения, поскольку это уже даже не двойное, и не тройное налогообложение владельцев этого вида транспорта».
В нововведении много непонятного.
Менеджмент одной из транспортных компаний поделился с Agro2b своими опасениями:
«Согласно постановлению, само оборудование должно будет предоставляться бесплатно на каждый автомобиль. Оно подразумевает использование GSM связи для обмена данными с оператором. Кто будет нести расходы на данный вид связи – не определено? Опять же — кто и как будет оснащать этим оборудованием машины?»
Перевозчиков беспокоит: будет ли возврат НДС по этим расходам? И что делать с платными участками дорог в таком случае, ведь на них без оплаты не въедешь, и что получается — платить дважды?
«И уже если на то пошло и нам придется платить за «порчу дорог» — давайте отменять для грузовиков транспортный налог и снимать ограничения по нагрузке на ось»,
- размышляют они.
По предварительным подсчетам, затраты перевозчиков после внедрения новшества вырастут на 12,6%.
«Да, стоимость перевозки вырастет, но за это заплатим не мы, а конечный покупатель,
- не скрывает своего разочарования генеральный директор логистической компанииООО ГК "ЕТЛ" Яков Луспикоян. - Эта цена будет заложена в стоимость продуктов питания и стройматериалов — именно они сегодня занимают львиную долю на рынке перевозки грузов. Ничего хорошего в этом нет, но решение принято».
А тем временем депутаты настаивают на еще одном нововведении для грузовиков. На днях в Госдуму поступил законопроект, который обяжет владельцев всех машин тяжелее 3500 кг иметь при себе цепи противоскольжения. Возить их в багажнике придется с ноября по апрель. А за отсутствие — платить штраф.
Владельцы грузовиков, кстати, особо и не протестуют. «Зимней резины для грузовиков нет, поэтому мы свои машины давно укомплектовали цепями, - говорит Яков Луспикоян. - Оснащать приходится два задних моста — этого достаточно. Цена вопроса сейчас — в пределах 8 тысяч рублей. Но можно и самим их соорудить — это дешевле выйдет. Мне кажется, такое нововведение назрело давно — с нашим-то климатом. Водители и владельцы транспорта сами должны быть в этом заинтересованы, на мой взгляд».