Фьючерсы на нефть, едва не коснувшись $50/барр (по марке Брент), вновь нырнули в красную зону, опустившись вчера до $47,79/барр. Поводом для спекуляций, отмечают некоторые издания, стали слухи о том, что Россия выступает против дальнейшего сокращения объемов добычи.
Слухи распустил Блумберг, мол, якобы "четыре собеседника в российском правительстве" сообщили информационному агентству, что Москва выступит против дополнительного снижения добычи нефти, если такое предложение появится на встрече с представителями стран ОПЕК. Это фейк, ни один из чиновников, намертво вцепившийся в руководящее кресло, даже заикаться на эту тему не станет, разве что уборщица или курьер по наивности транслировали подслушанные разговоры клерков.
В первоначальных сообщениях кивали на министра А. Новака, мол, это его слова. На самом деле, в интервью 28 июня А. Новак сообщил, что "Россия в июне сократила добычу нефти на 305–308 тыс. барр./сутки по отношению к октябрю 2016 года", и добавил – "в настоящее время дополнительное снижение добычи нефти Россией не обсуждается".
"Не обсуждается" означает лишь то, что эта тема не на повестке дня. Однако кому-то потребовалось интерпретировать слова министра как "не принимается", "не одобряется", как отказ от планов дальнейшего сокращения странами ОПЕК+, если они будут, хотя и эта надуманная тема тиражируется агентствами домыслов и слухов.
В этом же ряду непрерывный поток статей, новостей, прогнозов об электрификации автомобильного транспорта. Время бензиновых моторов проходит, вещают то ли эксперты, то ли рекламщики. Страны Европы – Норвегия, Германия, Голландия, Дания, Швеция – планируют к середине столетия чуть ли не весь легковой автопарк перевести на электрическую тягу.
Спору нет, электромобиль займёт достойное место в перегруженных мегаполисах из-за отсутствия токсичных выбросов, подобно тому, как невозможно сегодня представить складское хозяйство без электропогрузчика.
Темпы роста продаж электромобилей, действительно, впечатляют. В 2016 году мировые продажи составили 774 тыс. единиц (включая гибриды), рост 42% к 2015 году.
Но вот пришло первое разочарование – в Дании за I квартал нынешнего года продажи электромобилей рухнули на 61% в сравнении с аналогичным периодом 2016 г.
Причина оказалась банальной – государство отменило налоговые льготы, и пузырь лопнул. То есть весь электро-мото-бизнес держится в Европе на госдотациях. Теперь вопрос – какую долю электромобилей в общем автопарке страны выдержит государство? Статистика по Дании отсутствует, но есть по Норвегии – 29%, Голландии – 6,4%, Швеции – 3,4%. А всего в мире по данным МЭА в 2016 году парк электромобилей насчитывал около 2 млн автомобилей или около 0,2% от общего числа пассажирских автомобилей, находящихся в обращении.
Если же вернуться к рискам сокращения спроса на нефть со стороны легкового автотранспорта, то одна из последних статей в "Вестях" напоминает, что тяжелые грузовики и грузовые перевозки останутся локомотивом спроса на нефть. Грузовики сжигают около 17 млн барр/сут (2,2 тыс. тн/сут), подсчитали в МЭА. А спрос растёт и довольно интенсивно. Уже к 2040 году потребуется дополнительно ещё 5 млн барр, до 22 млн. барр/сут дизельного топлива. Следовательно, потребуется нефть, если не произойдёт революции в этом сегменте транспорта. Вещать о закате нефти из-за электрификации пассажирского транспорта, полагаю, преждевременно.
Биржа СПбМТСБ
Торги не удивили. Бензин, как и вчера, торговался по НПЗ с разнонаправленной динамикой, но в среднем Аи95 показал умеренный рост, примерно на 100 р/тн, до 43 570 р/тн. Сделки с бензином Аи92 на большинстве НПЗ оставались в нулевой или уходили в неглубокую отрицательную область.
Слегка возросли цены лишь на двух НПЗ: на Комсомольском – плюс 160 р/тн и на Омском – плюс 110 р/тн. По одной бочке продаёт из запасов остановившийся на ремонт Сургутский ЗСК, но для рынка эти продажи не показательны. Скорее искажают общую картину.
Ангарская НКХ с 11 июля в связи с проведением плановых ремонтных работ прекратит биржевые продажи Аи95 и Аи98, сообщает СПбМТСБ, не поясняя будет ли вообще производить завод это топливо.
Дизельное топливо дорожало на сибирских НПЗ, дешевело на центральных НПЗ, а средние цены сделок по всем базисам остались на уровне вчерашнего дня.
Керосин продолжает дорожать, но темпы слегка сбавил. Корректировались вниз сделки на Ангарске, где цены взлетели вчера на 950 р/тн вверх и на МАУ БП, где рост 23 и 26 июня оказался неоправданно резким – с 33 000 до 35 000 р/тн.
Сделки с мазутом просели радикально. В среднем на 160 р/тн, до 8 400 р/тн.